ОКОУ «Дмитриевская школа-интернат»
г. Дмитриев
  • Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в рамках ФГОС

    Математика

     Здоровьесберегающие технологии

    на уроках математики в рамках ФГОС

    Подготовила: Калабина Татьяна Егоровна,

    учитель математики

    Здоровье ребенка превыше     всего,

    Богатство земли не заменит его.

               Здоровье не купишь, никто не продаст,

                       Его берегите, как сердце, как глаз.

                                                          (Ж. Жабаев)

    Одной из проблем современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся. За период обучения в школе у большинства детей показатели здоровья резко снижаются. Основными причинами такого состояния обычно называют недостаток физической активности, особенности питания, общую организацию обучения, неудовлетворительное состояние классных комнат. Но источником отрицательного воздействия на здоровье является и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности. Как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, не навредив его здоровью?

    04 февраля вторник
    Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в рамках ФГОС.

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Задачи:
    •   Формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни. 
    •   Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся. 
    •   Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. 
    •   Создание методической копилки по здоровьесберегающим технологиям.

    Математика – один из основных предметов в школе. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Да и трудности в изучении предмета часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а значит, к снижению качества здоровья. Главным для учителя становится  поиск новых технологий обучения предмету, направленных на здоровьесбережение школьников в образовательном пространстве, использование их в сочетании с традиционными методами работы.

    Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. Цель этих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

    Здоровьесберегающие технологии можно разделить на три основные группы:

    • Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся.
    • Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
    • Психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.

    Какие можно использовать приёмы с применением здоровьесберегающих технологий первой группы на уроках? Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. Уже с приветствия на уроке нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Четкая организация учебного труда имеет большое значение в предупреждении утомления. Хорошая обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра­зить свою точку зрения, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности  всё это можно использовать для  раскрытия способностей каждого ребенка.

    Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Физкультурные минутки и паузы во время уроков математики – это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами.  Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища  (особенно спины)   и мелких мышц кистей рук. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, тоже необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз.  Преобладающий вид деятельности на уроках математики письмо, поэтому рекомендуется гимнастика для снятия общего утомления. Можно провести такие физкультминутки:

    1. Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

    На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

    - Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

    Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

    За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

    Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

    Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

    Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

    1. Мы решали, мы решали.

    Что-то очень мы устали.

    Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)

    Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)

    Раз присядем,

    (Приседания.)

     

    Комплекс упражнений для глаз:

    1.Вверх-вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.

    2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

    3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

    4.Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.

    Необходимы упражнения на релаксацию (на мышечное расслабление).

    Например, руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кулаки в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

    дети поднимают и опускают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи в низ).

    Хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки, органически вплетаются в тему урока. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока, а главное, ведут к укреплению здоровья учащихся.  Умелое сочетание отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечит высокую работоспособность учащихся в течение дня.

    Элементы технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, отражены в нормах СанПиНа. Обстановка и гигиенические условия, наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности в классе должны соответствовать норме. Организовано проветривание в кабинете.  Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. При планировании урока нужно не допускать однообразия работы, в норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке, чередуя их через 7-10 минут. На уроке должны присутствовать смена поз учащихся и  оздоровительные моменты.

    Среди психолого-педагогических технологий, используемых на уроках и во внеурочной деятельности, можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика, используя при этом разнообразные формы и методы организации учебной деятельности. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, стимулирование учащихся к использованию различных способов решения. Снять эмоциональное напряжение поможет использование игровых технологий, ИКТ, оригинальных заданий, элементы истории, литературных произведений и стихов. Использование пословиц и поговорок, например, «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», переводя на язык математики, от перестановки слагаемых сумма не меняется, способствует не только психологической разгрузке, но  установлению и укреплению межпредметных связей, а также  воспитательным целям. Большое значение имеет наличие мотивации учебной деятельности.

    Учитель математики должен подобрать материал для уроков и внеурочных занятий, который способствовал улучшению здоровья учащихся. Можно рассмотреть задачи, основанные на фактическом материале, что способствует тому, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь своё здоровье.

     Рассмотрим примеры таких задач:

    1. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.
    2. Ежедневный рацион ученика 5 класса должен включать как минимум 200 мл молока или кефира. При условии правильного питания, сколько лет потребуется пятикласснику, чтобы выпить 300 литровую ванну кефира? В каком классе к моменту окончания эксперимента будет учиться ученик?
    3. Одна сигарета содержит до 1,2 мг никотина. При курении 2/3 дыма попадает в воздух.Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе?

    Наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни, поэтому  надо научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Использование в преподавании математики учебного материала, который способствует улучшению здоровья учащихся и организация уроков с применением здоровьесберегающих технологий позволят не только повысить уровень знаний учащихся, но и сохранить здоровье уже  на самой первой ступени обучения.  Уроки математики и внеурочные мероприятия по математике могут способствовать улучшению здоровья учащихся при включении в содержание учебного материала сведений из гигиены, медицины, ОБЖ и др. и организации уроков и мероприятий с учетом факторов, влияющих на здоровье детей.

    Таким образом, учителю математики при организации учебной деятельности нужно уделять внимание следующим факторам:

    - правильная,  методически грамотная организация урока;

      - комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную

      направленность;

    - благоприятный эмоциональный настрой;

    - использование различных каналов восприятия;

    - правильное соотношение между темпом и информационной плотностью  урока;

    - распределение интенсивности умственной деятельности на уроке;

     - построение урока с учетом работоспособности учащихся;

    - учет зоны работоспособности в течение трудового дня и трудовой недели;

    - проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

    - соблюдение  санитарно-гигиенических условий обучения.

    Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках математики и во внеурочную деятельность будет способствовать повышению учебной мотивации, снижению утомляемости и школьной тревожности для более успешного обучения, позволит сохранить и укрепить здоровье наших детей. С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится программа «Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», которая включает как урочную, так и внеурочную деятельность. Это способствует глубокому и прочному овладению изучаемого материала, развитию интереса к математике, привитию навыков самостоятельной и творческой работы. Применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю. Если это станет системой, и мы все поймём, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, наши дети будут здоровы и умны.

    Вывод: Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически. Будьте для них ярким примером и просто любите их.

    Список литературы

    1. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2015.
    2. http://www.shkolnymir.info/. Соколова О. А.  Здоровьесберегающие образовательные технологии.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике